Руководитель литературно-драматургической части Саратовского Театра Юного Зрителя имени Ю.П. Киселева драматург Анастасия Колесникова в рамках «Школы театральной журналистики» в лучших традициях «Вредных советов» Григория Остера озвучила десять золотых правил современного театрального обозревателя.

1.  Главное — скорость!

Ваша статья о том, что в единственном в городе N. театре состоялась премьера «Колобка», должна выйти первой! Пускай все дети города и их родители уже сидят на спектакле, а до этого они читали анонсы и ходили мимо афиши перед зданием театра не менее двух раз в день, а то и чаще — вы не можете себе позволить, чтобы сенсационную новость о том, что премьера-таки состоялась, прочитали не первой. Поэтому не обращаем внимания на детали и запятые, не проверяем факты и фамилии, даже не дожидаемся конца премьеры. Пусть статья выйдет раньше, чем прозвучат финальные овации, пишите свой текст прямо в зрительном зале!

2. Программка — для неудачников!

Как заядлый театрал, вы помните по именам каждого артиста и уборщицу театра, а имя и фамилию приезжего режиссёра-постановщика вам позавчера Рабинович уже шепнул в лифте. Поэтому смело выкидывайте программку, которую подсовывают вам сотрудники театра — они просто оскорбляют вас своим недоверием к вашей просто феноменальной памяти!

3. Театральные профессии — это условность!

Все знают, что названия театральных профессий всяких там участников постановочной группы — штука непостоянная. Сегодня так, завтра — эдак. Поэтому смело пишите, что спектакль ставит известный кинорежиссёр, потому как если режиссёр не работает в кино, откуда он будет кому-то известным? Избушку на курьих ножках и болото сочинил декоратор — это же декорации,  костюм колобка придумал костюмер. А как подсветить всё это решил осветитель, от слова «свет». И не важно, что в растоптанной вами программке указано, что спектакль готовили художник-постановщик или художник-сценограф вместе с художником по костюмам и художником по свету — так это то же самое, только заумно. Народ не поймёт. И, кстати, фамилии всех этих людей в статье упоминать совсем необязательно. «Оформитель оформил хорошо» — и хватит, а то больно много чести за одного-то «Колобка»!

 4. Пересказывайте сюжет как можно подробнее!

Ваш городской театр поставил «Колобка» как детектив? Тогда зрители без вас никогда не разберутся без вас, с тем, кто там кого убил. Поэтому  озаглавьте статью «Убийца колобка — не дворецкий, а лиса!». И посвятите подробному пересказу сюжета не менее двух третей текста. Не упускайте деталей о самых неожиданных поворотах событий, пусть зритель придёт готовым ко всем сюрпризам.

5. Пресс-релизы нужны для присвоения!

Помните, что главное — скорость, поэтому после того, как вы с таким трудом пересказали сюжет, писать какие-то свои впечатления о спектакле уже некогда. Смело копируйте всё, что прислали вам в пресс-релизе и подписывайте своим именем. Пресс-релиз для того и существует, что его можно потом легко превратить в рецензию, и облагодетельствовать таким образом этот куцый театральный текстик вашей громкой фамилией.

6. Главная цель интервью с режиссёром — спросить «А о чём это?»

Если вы снизошли до беседы с режиссёром-постановщиком, ни в коем случае к ней не готовьтесь. Режиссёры, да и артисты тоже обожают, когда их спрашивают «А о чём ваш спектакль?». Особенно если вы его уже посмотрели. Артисты же все два часа скачут по сцене в ужасе, что никто ничего не понимает, и хватающийся за голову режиссёр при первой же возможности готов рассказать в двух словах всё, что три месяца происходило на репетициях. Недопустимо показывать, что вам интересен этот несчастный неудачник, или его прошлые работы, что вы знаете что-то о его педагоге или интересах в драматургии. Вопрос только один — «О чём спектакль?». Другие задавать нельзя!

7. Ищите повсюду подковёрные интриги и схемы обогащения.

Спектакль становится втройне интереснее, если на него дали грант. Значит, кто-то на этом Колобке страшно обогатился. А спектакль при этом непременно заказали, как идеологическую пропаганду. Не допускайте и мысли о том, что выигранный грант — результат какого-то открытого конкурса рассмотрения заявок, как убеждают на сайте театра. Они скрывают свои секретные махинации! Поэтому если упоминаете какую-то поддержку, которую получил театр — то только в разоблачительном ключе. Или вообще не упоминайте.

8. Скандальный заголовок — половина успеха!

Единственные факты, которые стоят потраченного на них времени — это скандальные подробности. Хорошо, если драматург замечен в порочащих связях. Или режиссёр подрался с кем-нибудь из монтировщиков. Ну, или, если на беду совсем ничего не случилось, то выносите в заголовок любую скандальную подробность пьесы: «А колобок-то голый!», «Кровавая расправа с колобком на сцене ТЮЗа». Чем громче — чем лучше! В театре только спасибо скажут за такой пиар-ход.

9.  Цель обзора спектакля — предупредить, что на него ходить не надо.

В целом из обзора должно быть понятно, что ходить в театр не стоит. Потому что там убийства и кровавые драмы. Неожиданные трактовки классики, которые всех оскорбят. Или просто скукотища. Честно предупреждайте читателя — зрителем ему лучше даже не пытаться стать. Пусть сидит дома и читает ваши профессиональные обзоры, а в театр ни в коем случае не ходит. От греха подальше.

10. Помните, что вы — богема!

Поэтому никогда не проходите аккредитацию, вас должны знать и ждать! И не забудьте опоздать к началу спектакля, а если они посмели начать без вас, то требуйте место в первом ряду непременно! Чтобы все видели, что в зал вошел главный человек — театральный обозреватель!

Похожая запись