Автор рецензии: Анастасия Непочатова


Мне довелось на площадке театральной школы журналистики поглядеть и по-своему оценить замечательную оперу «Дон-Жуан». Буду говорить по порядку, иначе боюсь не смогу передать все краски замечательной постановки.

До просмотра я не знала ни режиссера-постановщика, ни дирижера-постановщика спектакля, поэтому, придя домой, поинтересовалась об обоих. Честно говоря, была очень приятно удивлена. Конечно, можно многое написать и сказать об этих людях, но я скажу только то, что мне показалось очень интересным и важным: для начала о Георгии Исаакяне – это очень смелый, инновационный, талантливый театральный режиссер. Меня поразили оперный проект «Оперная Пушкиниана», а также Международные фестивали «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Просто почитав совсем немного о нем, захотелось ходить на его спектакли всегда. А теперь о Юрии Кочневе. Знаете, можно расписать, сколько постановок прошло под его крепкой дирижерской палочкой, но я хочу сказать, что, только послушав, можно понять какой это «человек с большой буквы», я давно не слышала такого прекрасного слышания музыки – как замечательно сочетался оркестр с вокальными партиями, как оркестр слушал каждого артиста, в общем, мои музыкальные ушки остались очень довольны высоким профессионализмом и камерностью исполнения.

Ну а теперь, собственно, к опере. Она открылась минорным эпизодом в увертюре (для тех, кто мало знает об этой опере – минорный эпизод – это появление «Каменного гостя», того самого Командора), а на сцене в этот момент мы видели картину из детства, как я поняла, маленького Дон Жуана, где он стоял на могилой, полагаю матери, иначе не объяснить такого трепетного видения красоты и, следовательно, такого сильного желания состояния быть влюбленным. Сразу хочу сказать, что ожидала увидеть Севилью XVII века с ее окрестностями и людьми того времени, но пред нами предстает Севилья XXI века с ее занятыми, алчными, ханжескими, бесчувственными людьми. Людьми, которые забыли это чувство прекрасного, которые куда-то бегут и не хотят замечать счастья и красоты рядом с ними. Изменилось лишь время, музыка осталась неизменной и это сильно радует. Далее, после увертюры, появляется наши главные герои, с которых начинается конфликт всей оперы – Дон Жуан (в исполнении Михаила Журкова), его слуга Лепорелло (в исполнении Виктора Куценко), донна Анна (в исполнении Марины Сальниковой), ее отец Командор. Вкратце, очевидно, Дон Жуан переоделся доном Оттавио (он хотел соблазнить даму), женихом донны Анны, понимая это, донна Анна зовет на помощь и на ее крик является отец. Начинается схватка, хотя Дон Жуан и не хотел пользоваться положением своего более молодого возраста, но шпаги все равно пришлось обнажить. Поединок заканчивается смертью Командора, Дону Жуан с Лепорелло убегают, на сцене появляется донна Анна и ее жених, которые клянутся отомстить убийце. Многие спросят, зачем я все это расписывала, но вы должны понять, это важный момент во всей опере – начало конфликта, с этого момента можно начинать отсчет гибели главного героя. Больше я не скажу о сюжете ни слова, иначе люди, которые, прочитав рецензию, не захотят идти на нее, зная, что будет дальше.

Фото Юрия Кабанова. Официальный сайт Саратовского театра оперы и балета

Поэтому тут я скажу пару слов о декорациях, костюмах и других интересных штучках. Сразу же увидев сцену, я обманулась и подумала, что сейчас будет скучное действие на сцене, что можно интересного увидеть в обычных домиках с беседкой и в платьях с костяным корсетом? Но не тут-то было – эти «обычные» с виду декорации стали внезапно прекрасной передвижной, динамичной скульптурой – они были то домами внешними, то дамами внутренними, то стенами кофеин, они показывали мир внутренний и внешний героев, точнее помогали нам увидеть переживания, почувствовать и понять душу героев. Также бы хотела отметить, как интересно их двигали на сцене – это не незаметные люди, которых мы как бы не должны видеть, это реальные артисты спектакля – они не прятались, были частью действия, частью смены жизни, обстоятельств героев, это обычные люди Севильи, которых мы иногда не замечаем. Потом хотелось отметить, как появляются во втором акте люди Мазетто – они несли деревья или большие кустарники, как будто они там стояли и все прятались, честно мне это очень понравилось, это как в фильмах Чарли Чаплина – такие декоративные шутки.

Режиссер, для того чтобы убедить зрителей в том, что это XXI век, помогает понять это с помощью костюмов и разных предметов бутафории. Это современные платья, прекрасные мужские костюмы, в целом городском стиль, но можно видеть в них социальную иерархию. Люди дворянского сословия это дон Жуан донна Анна, дон Оттавио, донна Эльвира и Командор, можно говорить, что в наше время это очень состоятельные люди, в то время, Церлина и Мазетто – это обычные крестяне и в этой постановке они и были одеты ниже по статусу, чем наши донны: обычные работяги, моряки были в лице Мазетто и его мужского окружения, а в лице Церлины и, соответственно, её женского окружения – стюардессы, именно в такие костюмы облачил их режиссер. И как видим, Лепорелло – слуга главного героя. То есть, социальная иерархия того времени здесь воплотилась в одежде, в образе героев.

Ну и пару слов о парнишке, который замечательно играл на мандолине, если меня не подвело мое плохое зрение. Вообще, в опере на ней играет Лепорелло, когда в образе дон Жуана поет серенаду Эльвире. Мальчик очень здорово и очень музыкально играл, он смог сыграть не как солист, а именно как ансамблист, смог профессионально аккомпанировать артисту. Хотелось бы еще отметить, небольшие мелочи, которые дополняли действие – это фонарики, когда в полнейшей темноте артисты пели, кажется квартет, они освещали свои «голоса» фонариками, как бы показывая зрителю, что надо не смотреть, а слушать и внимать спетое; револьвер, вместо шпаги, тоже как показатель современности; падение героя дон Жуана в последней сцене, которое было не запланировано – оно достаточно хорошо вплелось в происходящее, конечно, благодаря артисту; ну и массовка, которая забавно двигалась, не танцевала, под старинную музыку – это было что-то с чем-то, было смешно на это смотреть, очень; и «оркестр в оркестре» — конечно, в этом нет ничего нового в постановке, но он так здорово влился, так приятно было услышать знакомые мотивы из другой оперы Моцарта( «Мальчик резвый»).

А теперь артисты..Меня поразили голоса, талант, профессионализм каждого артиста — как полноценно они сыграли своих героев, смотря на них, понимаешь, что таких людей можно встретить сейчас, что такие люди реальны. Я расскажу только про тех, кто запомнился, кто удивил и, как бы не правильно это было, кто понравился . Михаил Журков – Браво! – какая выразительность, какой баритон, какое владение голосом, техникой. Мне кажется, что лучше уже никто не сможет спеть Дон Жуана. Виктор Куценко – «Лепорелло». Знаете, он для меня как Меркуцио в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», то есть, он не главный герой, но он впечатляет, он обволакивает и не отпускает, ты хочешь на него смотреть и его слушать. Честно хочу признаться, он больше всех понравился, не могу сказать почему, да он талантлив и умеет использовать свой голос правильно, не спонтанно, а разумно, знает что да как, по крайней мере, складывается именно такое впечатление. Поэтому хотелось бы услышать Виктора еще в других постановках. Теперь к женским образам – «Донна Анна» — Марина Сальникова – какое прекрасное лирическое сопрано, какой диапазон тембров, нежный и легский голос. Честно, это замечательная артистка, мне кажется, она еще много раз удивит зрителей, еще много открытий ждет нас. И «Церлина» — Оксана Колчина – да, это тоже женский прекрасный голос, но если прислушаться, то это другой голос. Это колоратурное сопрано, а точнее, лирико-колоратурное, которое введено не случайно композитором – наша героиня ведь шутлива и шаловлива, поэтому в её партии много голосовых украшений. И Оксана сумела передать образ Церлины, я думаю, каждый слушатель почувствовал резвость, веселость героини. И «Донна Эльвира» — Ольга Кочнева. Могу сказать, что, скорее всего, это не её был день. Голос слетал, спотыкался, в общем, как бы ни хотелось, но зрители все могли заметить такие кляксы. Но нельзя оценивать лишь по одному прослушиванию, поэтому и не буду говорить ничего плохого. В целом было видно, что артисты – все артисты – огромные молодцы, как они старались, сколько сил было вложено, что они отдается процессу на сто процентов.

Фото Юрия Кабанова. Официальный сайт Саратовского театра оперы и балета

Опера заканчивается сценой прихода …командора? нет, невесты, да-да, именно невесты. Необычная концовка. Можно предположить, что это его страх стать окольцованным, а может быть еще что-то, но это уже к психологу. И после идет краткое нравоучительное заключение – о том, что такая участь ждет каждого, кто будет поступать, так как Дон Жуан.

В конце хочу дополнить лишь тем, что мне понравился «новый» Дон Жуан, такую трактовку гораздо легче воспринимать, чем обычную, и она больше приближена к театру, когда я смотрела, мне казалось. Что я не оперу слушаю, а пришла на театральное представление по пьесе Антонио де Саморы. Единственное, что немного меня сбило с толку – режиссер пытался передать в этой постановке гуманистическую и психологическую идеи, какие высокие цели, что для этой музыки, для музыки Моцарта не совсем, по моему мнению, подходит. И этим я не хочу утверждать, что Моцарт поверхностен и легок, нет, но, как кажется, Георгий Искаакян – душа творческая, романтическая, он попытался дать опере некий, я бы даже сказала, философский подтекст. Поэтому тут уместнее была бы музыка, например, Рихарда Штрауса, у которого есть симфоническая поэма «Дон Жуан». По мне, эта музыка соответствует мыслям режиссера, но, к счастью или, к сожалению, это не опера. Поэтому хочу сказать большое спасибо всем людям, которые принимали участие в создании «нового» Дон Жуана – это достойная трактовка оперы нашего времени.

Похожая запись