Премьерные показы балета «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева состоятся на Новой сцене Саратовского театра оперы и балета (остановка 2- я Дачная, проспект 50 лет Октября, 110а) 18 марта (в 18.30) и 19 марта (в 17.00). Билеты продаются в кассе театра и онлайн, а также по «Пушкинской карте».

Как отметили в театре, нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на хореографии Артура Пантыкина, созданной к премьере 1974 года. Бережно сохраняя традиции, балетмейстер внес необходимое современное звучание и новые хореографические элементы в свой спектакль. В музыкально-пластическом рисунке возникают пленительные романтические образы – благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема.

https://vk.com/operabalet64

Предыдущая постановка балета в той же хореографии Артура Пантыкина шла на исторической сцене театра с 1974 года по 2012 год.  

Жанр балета тогда был определен, как «хореографическая поэма». Отсюда было и особое внимание к жесту, как сказанному слову. Как писали театроведы, герои балета словно «произносили» полные чувств пластические четверостишия. От чего исполнение становилось богаче по своим художественным возможностям и выразительным средствам. Роскошные декорации очень естественно подчеркивали восточный колорит спектакля.

Cцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
Фото Юрия Кабанова, www.operabalet.ru

Сегодня «Бахчисарайский фонтан» — лирический балет-поэма. Легенда о безответной любви хана Гирея к пленной полячке Марии, превращенная в хореографическую драму, в которой восток и запад, любовь и страсть столкнулись в единстве и борьбе противоположностей.

Надо сказать, поменялось и количество действий. В постановке 1974 года их было три, в новой – два.

Как сообщили в пресс-службе театра, сюжетная основа балета «Бахчисарайский фонтан» – одноименная поэма Александра Сергеевича Пушкина. В 1820 году во время южной ссылки поэт посетил Бахчисарайский дворец крымских ханов. Там он видел знаменитый «Фонтан слез», воздвигнутый, по преданию, ханом Кырым-Гиреем в память об умершей любимой наложнице Диляре. Сам фонтан особого впечатления на поэта не произвел, но легенда тронула его сердце и сподвигла на создание поэмы. В 1824 году Александр Сергеевич публикует «Бахчисарайский фонтан», полный недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из  ниоткуда и  снова исчезают, предлагая читателю самому «додумать» историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан». Драматург Николай Волков, композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – теперь танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр — драматический балет.

https://vk.com/operabalet64

В 1934 году состоялась премьера «Бахчисарайского фонтана» в Ленинграде в Мариинском театре. Два года спустя балет впервые появился в репертуаре Саратовского театра в постановке балетмейстера Сергея Кеворкова. После 1936 года в нашем городе «Бахчисарайский фонтан» ставился еще несколько раз, неизменно привлекая внимание любителей музыки и хореографии.

Для премьеры знаменитого балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» на Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета были сшиты изящные и яркие костюмы, которые органично дополнили пленительные романтические образы и, как считают в театре, надолго запомнятся зрителю.

https://vk.com/operabalet64

Итоговый прогон спектакля прошел при зрителях. Поэтому пиар-отдел театра уже смог собрать отклик аудитории.

— «Ходили вдвоем с сестрой. Балет очень понравился. Два акта по 30 минут. Красивые, красочные костюмы и декорации. Все понятно без слов, даже программу читать не нужно. Только положительные впечатления и эмоции.» — Елена

— «Очень понравился балет. интересная постановка, красивые костюмы, музыка — оркестр завораживал. Артисты молодые, талантливые. Продолжительность балета 1ч30 мин, два действия и антракт. Время пролетело незаметно» — Юлия.

Премьерой 18 марта дирижирует Медет Тургумбаев, Марию исполнит дипломант Международного конкурса Юлия Танюхина, Вацлава – заслуженный артист России Алексей Михеев, Гирея – Петр Бочков, Зарему – заслуженная артистка России Наталья Колосова, Нурали – Алексей Родионов.

19 марта дирижер останется неизменным. Мария – Кристина Кочетова, Вацлав – Сергей Букатин, Гирей – Петр Бочков, Зарема – Татьяна Князюкова, Нурали — Тигран Манукян.

Похожая запись